Вот, наконец, началось пробуждение природы. Появляются первые листочки, клейкие, яркие. На сакуре появились розовые бомбошки. Скоро весь куст превратится в розовое облако, парящее над зеленью газона. Где-то в Японии в этом году сакура цвела в полном одиночестве, так и не смогла показать свое воздушное платье почитателям – карантин. Печально падали поблекшие лепестки сливы на гладь пруда, укрывая его свадебным покрывалом. А где то в своей коробке многокоробочного общежития в мегаполисе молодой романтик написал очередную танку об этой необычной весне.
Согласитесь, что многие из нас восхищаются восточными садами, будь то японские или китайские традиционные сады. Но если последние чаще всего известны нам как дворцовые, то японцы, возведя свое садовое искусство в культ, смогли популяризировать их достаточно широко.
Я решил построить в своем саду еще один японский сад и разобраться вместе с вами, как это сделать. Почему еще один, потому что у меня уже один есть, в палисаднике. К сожалению, я его посещаю нечасто, поэтому решил сделать еще один, благо появилась маленькая площадка.
Японские сады очень разнообразны по видам, это может быть мокрый сад, граничащий с болотом. Это может быть природный парк с тщательно ухоженными деревьями и кустами, который оставит у вас впечатление, что в нем вообще ничего не делается, даже ветки сломанные есть. Но только наблюдательный знаток заметит: сколько труда вложено в этот «естественный» порядок! Есть «сухие» сады, где нет травы, максимум мох, и много щебня и камни. Есть чайные сады, которые располагались внутри частного двора, между жилым домом и чайным.
У всех этих садов своя история, свои законы, свои традиции. Мы, люди западной культуры, не можем постичь всю глубину, но можем вобрать в себя лучшее, что может дать нам садовая культура страны восходящего солнца.
Мы можем взять какую-то часть общего построения сада, и это тоже будет садом. Например, в чайном саду, перед входом в чайный домик, гостям предлагается омыть руки, для этого установлена каменная чаша и несколько камней с традиционным бамбуковым ковшиком, лежащим на бамбуковых палочках поперек чаши. Если взять только эту композицию, обрамить ее несколькими кустами, например азалии или войлочной вишни, то это уже будет сад.
Вернемся к моей площадке, это неправильная трапеция, со сторонами 3,2 метра, и в ширину между 1 и 2,7 м. Почти в центре есть емкость для прудика круглой формы.
Пока мы будем выбирать эскиз и материалы, обработаем эту площадку микробиологическим препаратом «Эмикс-О» чистый воздух. Он поможет нам почистить ее от остатков сорняков, так как у них после зимы начались гнилостные процессы, а препарат работает именно с ними и ускорит рост новых, что позволит нам почистить площадку один раз, а не заниматься этим ежедневно. Препарат основан на комплексе микробов, которые ускоряют рост растений, занимаясь фотосинтезом, азотозадержанием, влаго- и воздухосохранением почвы, а так же имеют в своем составе грибы и дрожжи. Именно в этом препарате из серии «Эмикс» усилены колонии целлюлозоразлагающих бактерий. Поэтому «Эмикс-О» чистый воздух применяется при компостировании, удалении запахов, быстрой переработке биологических отходов и других работах, связанных с очисткой и утилизацией. Он применяется даже в зараженных радиацией местах, так как состав содержит цеолит – природный адсорбент, способный нейтрализовать такого рода заражения.
К «Эмикс-О» чистый воздух мы еще вернемся, он понадобится нам в прудике, а начнем с теории.
В японском саду главное – равновесие и асимметрия, традиционные камни, вода и дерево. В саду не должно быть ничего нового, должно создаваться впечатление, что сад здесь уже давно. Функциональность заключается в том, что все предметы в саду должны использоваться. На скамеечке нужно сидеть, в чаше мыть руки, в фонаре зажигать свечку. Такой маленький сад может начинать вашу дорогу, а может быть дорожка приведет вас к нему.
В моем случае дорожка ведет к гостевому дому и его фундаменту, возле лестницы, ведущей на крыльцо, можно расположить композицию. Вид со скамеечки откроет мне весь сад в вечернем свете с нижней видовой точки, а взгляд на подходе поможет привлечь внимание не к дому, а к покою, который навевает садик.
Итак, имеем: пруд из покрышки, фонарь, куст и скамейку.
Для строительства нам понадобится:
– Кусок геотекстиля, примерно 1,5 х 1,5 м.
– Обрезок бруса 1,5 м 15 х 15 см.
– Несколько досок, желательно сухих и листвяных, лучше даже б/у, шириной в 15 см, толщиной от 2,5 см, но лучше 4-5 см.
Камни, их нужно будет много. Это основные камни, так называемые лежачие, то есть с плоской верхней стороной, их нужно не менее 5, лучше 7, размер их – В х Д х Ш – 30 х 40 х 30 см, понятно, что найти идеальные невозможно, так и в природе они неидеальны, я даю только примерные размеры. Когда вы начнете их подбирать, вы окунетесь в замечательный мир, это и форма, и цвет, и рисунок, и образы – «…этот похож на утку, а этот на бегемота…». В Японии самых лучших мастеров по подбору камней в сад зовут «говорящие с камнями». Я наблюдал работу такого мастера, который из огромного двухтонного камня сделал сцену, а из другого удобное сидение для музыканта, подвел из пяти камней лестницу и дорожку к этому импровизированному месту. И все это за несколько часов. Он видел в камне спрятанное, как Микеланджело, и отсекал лишнее, но получалось это очень естественно, как будто так создала сама царица Природа.
Начнем рисовать эскиз и продолжим познавать секреты искусства завтра, и помните – равновесие, асимметрия, естественность.
Александр Кочкин
サーシャ